КОНЕЦ СВЕТА ОТМЕНЯЕТСЯ !

                       или

некоторые итоги  семинара поэзии и критики «ПарОм»

 

 

25-27 ноября 2011 г. в нашем городе прошел  Региональный семинар поэзии и критики  «ПарОм». Семинар проводился силами Омского отделения Союза российских писателей под патронатом Министерства культуры Омской области. Работа мастер-классов «Поэзия» и «Критика поэтического текста» велась в Омской областной библиотеке для детей и юношества, а подведение итогов и выступление участников состоялось в Омском государственном Литературном музее им. Ф.М.Достоевского.

 

Задумали и организовали семинар «ПарОм»  Андрей Ключанский и Вероника Шелленберг. 

Мастер-классы проводили: Вероника Шелленберг и Дмитрий Румянцев(«Поэзия»), Андрей Ключанский и Ольга Григорьева («Поэзия»),Виктор Богданов и Евгений Груздов («Критика поэтического текста»). Курировал семинар председатель Омского отделения Союза российских писателей Александр Эрахмиэлович Лейфер.

 

Следует отметить, что традиционно в рамках литературного семинара работают мастер-классы поэзии и прозы. Идея провести семинар, специализируясь конкретно на поэзии и критике поэзии, появилась у нас с А. Ключанским не только потому, что именно  поэзия является наиболее распространённым среди литературной молодёжи  творческим жанром. Не только потому, что кажущаяся простота написания стихов порождает огромное количество текстов сомнительного качества, и талантливо созданные произведения зачастую теряются в этой серой массе. Не только потому, что пришло время озвучить критерии настоящей поэзии, опираясь на конкретные примеры. Главное - каждый человек обладает поэтическим восприятием и это дар Божий.  Здесь уместно процитировать Иосифа Бродского:

 

«Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства - речь, то поэзия - высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и т. п. Поэзия - это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи и зависимости, о существовании которых и не подозревали, данные в языке, речи. Это уникальный инструмент познания». (Иосиф Бродский).

           

Именно эти слова мы поместили на Диплом участника семинара «ПарОм».

 

Литературные семинары регионального уровня для творческой молодежи проводятся в нашем городе регулярно и Омским отделением СПР, и  Омским отделением СРП. Практика показывает, что именно детальный, профессиональный разбор рукописей дает молодым авторам возможность критично отнестись к собственному творчеству, приобрести навыки литературного мастерства. Конечно, никто не научит человека творить. Но поддержать творческий полёт, услышать  в каждом авторе его неповторимое звучание, показать приёмы работы со Словом, - вот основная задача мастера.

 

На семинар «ПарОм» было подано почти пятьдесят рукописей: поэтические подборки и критические статьи.  Зарегистрировано 38 участников. Объявляя о семинаре, мы не ставили перед собой задачу  отобрать лучшие, на наш взгляд, рукописи и работать только с ними. Семинар «ПарОм» - это не конкурс, где присуждаются призовые места, это конструктивная работа со всеми участниками, кто предоставил свое творчество на обсуждение, а, значит, приготовился услышать критику текстов и открылся для диалога. 

 

Суть семинара - подробное обсуждение текста. Текста, а не личности автора! Поэтому мы с самого начала чётко расставили акценты, предложив ребятам отбросить трепетное отношение к своим творениям и постараться посмотреть на них «чужими глазами».

  

            Каждому автору, пожелавшему выступить оппонентом на мастер-классе, мы заблаговременно отправили рукопись другого участника. Таким образом, обсуждение было разносторонним, и у всех была возможность попробовать себя в роли критика.

 

Существует несколько общих проблем начинающего автора. Первая - влияние классиков. Это не хорошо и не плохо, это - неизбежно. Вопрос в том, сможет ли человек преодолеть в себе Есенина, Бродского, Цветаеву и обрести собственный голос. Вторая проблема, проистекающая из первой, - заимствование, зачастую подсознательное, чужих образов и метафор. Здесь сказывается не только и не столько отсутствие собственного опыта, а скорее неумение находить в окружающей действительности источники вдохновения. Начинающий автор «боится» сказать что-то «непоэтичное» и потому  прибегает к общим фразам, литературным штампам.  Начинающий автор жаждет писать непременно о жизни и смерти, о любви и войне, о Вечном... И слова подбирает вроде бы из лексикона Пушкина, Ахматовой, Блока,  но текст, лишенный собственной, выстраданной конкретики, получается безжизненным, хоть иногда и прилежно зарифмованным. Интересное наблюдение записала в ходе семинара Ольга Григорьева: «Читаешь стихи двадцатилетнего человека и задаёшься вопросом: «Какое тысячелетие у нас на дворе?» Свечи, камины, канделябры, надрывные чувства, несчастная любовь... просто образчик 19-го или 18-го века. Я не говорю, что не надо писать о несчастной любви, но пишите о своей, а не о выдуманной, и читатель это сразу поймёт и оценит».

 

Третья беда -  отсутствие внутренней логики в метафоре в частности и в стихотворении в целом. Это происходит потому, что автор ещё не научился отстраняться от своего творения. Проще говоря - читая свой стих, он снова вспоминает и «видит» ту картинку, ту ситуацию, в которой он пребывал в момент написания текста, а не ту, которую этот текст создает сам по себе.   Автору отлично известно, почему у него возникли те или иные образы, он может это объяснить... в дополнение к стихотворению.  Значит, стихотворение не самодостаточно.

 

Но в осознании ошибок скрыт огромный потенциал! Пусть не будут исправлены все огрехи, этого, по большому счёту, и не нужно. Главное - поселить в авторе внутреннего критика, чтобы в дальнейшем, избегая «засад» и «капканов» первых стихотворных опытов, человек мог свободно творить. Нас, ведущих мастер-классов семинара «ПарОм», искренне порадовало, что ребята с пониманием отнеслись к критике, активно участвовали в обсуждении, делились впечатлениями от чужих стихов, старались всмотреться, вчитаться друг в друга. Порадовало и то, что в поэтическом пространстве Омска обнаружились новые имена, - как минимум треть участников впервые (!) подали свои рукописи на обсуждение.

 

На семинаре мы подробно, на примерах разбирали как «работает» метафора, какие потрясающие смысловые резервы скрыты в рифме, в ритме, в паузах. Кстати о паузах. На второй день обсуждения в нашем мастер-классе произошла техническая заминка, пауза, и Наташа Семёнова прочла нам стихи замечательной современной поэтессы Даны Сидерос. После этого на краткий миг установилась пронзительная, глубинная тишина... Счастьем осветились лица - есть, есть поэты живущие, пишущие сейчас! Не только классиков стоит читать! К слову, современную литературу молодёжь открывает до обидного редко. Одна из задач семинара, которую мы ненавязчиво решали все эти три дня, - обратить внимание семинаристов  на мастеров Слова - их современников. Напрямую для этого мы и ввели мастер-класс «Критика поэтического текста». Здесь проявили себя в основном те авторы, кто уже не первый год пишет и участвует в семинарах. Приведу отзыв Ирины Четверговой:

 

«Поскольку на поэтических семинарах я раньше присутствовала, интересно было попробовать себя в новом жанре, в новом качестве - написать критику на стихи современного поэта (я представила на обсуждение эссе о стихах Дарьи Решетниковой).

В критике поэтического текста есть много нюансов: можно анализировать ритм, рифму, звукопись, культурный контекст. Уже после обсуждения на семинаре я стала спрашивать себя, чему же я на самом деле уделила внимание при разборе текста... и поняла, что наиболее важным для меня оказался момент «сверки ценностей». Говоря о каком-то поэте, трактуя его поэтическое пространство, критик, так или иначе  говорит о себе. При обилии информационного шума, что имеет место быть в эру интернета, мы многое впитываем, не глядя. И немаловажным является извлечение из стихотворения  намерения, импульса, вложенного в него, «выявление неявного». Важно, чтобы критик был на стороне читателя, был честен с ним и с самим собой. Для меня это был опыт построения «личных отношений» с текстом, объективирования и адекватной передачи собственных впечатлений.

Интересно, что в роли критиков побывали и те, кто участвовал в поэтических мастер-классах. Желающие высказывались о стихах, звучавших во время обсуждения, плюс каждый получал текст кого-либо из участников и по нему мог составить что-то вроде рецензии, выступить оппонентом.

Пожалуй, и моё представление о литературном процессе было несколько иным до семинара. Карта в голове обычно рисуется из тех имён, которые уже знаешь. А когда перед тобой появляются новые, интересные в творческом плане люди, ты как будто поднимаешься выше над землёй и начинаешь понимать, что было таким неуловимым, но работало на атмосферу места.

Очень порадовала возможность рассказать о собственной творческой «кухне» - как прорабатываются те или иные технические трудности, возникающие в процессе написания поэтического текста; возможность оценить, насколько с трудностями «справляешься». Было чёткое ощущение, что меня «слышат», что «все мы в одной лодке», поскольку перед всеми стоит, по сути, одна и та же задача: стать понятными и интересными друг для друга и для читателя , получить творческий заряд и научиться передавать его дальше, потому что люди вообще читают книги ради творческого заряда.

Когда происходит столь мощное событие, оно переживается тотально: человек просто впитывает происходящее и действует, как может. Постфактум приходят мысли «надо было вот это  ещё сказать!» или «вот об этом спросить». Но подобные мысли - крик вслед уходящему поезду, который уже нельзя остановить, но можно дождаться. Или парому, перевёзшему тебя на другой берег тебя самого, где теперь предстоит обжиться, почувствовать себя другим - до следующей переправы».

 

Стоит добавить, что не только обсуждение текстов, но и живое общение творческих людей сложно переоценить. Знаю по себе, насколько важно оказаться среди единомышленников, понять, почувствовать - то, что ты делаешь, ты делаешь не зря, не в пустоту!  Когда в Литмузее им. Достоевского мы подводили итоги семинара, каждый автор выходил к микрофону прочесть свое сокровенное стихотворение. И все стихи были разные - напевные, надрывные, трогательные, ироничные... И за каждым стихотворением угадывалась человеческая личность, судьба.

 

Поэзия жива! Семинар «ПарОм» - яркое тому подтверждение.

 

Хочется вместе с Ольгой Григорьевой, нашей уважаемой гостьей из Павлодара, подписаться под словами:

 

            «Дорогие друзья!

 

Во-первых, хочу сказать вам всем искреннее «спасибо» за эти дни поэтических дискуссий. Общение с вами, интересными молодыми поэтами, вызвало во мне оптимизм и надежду на то, что не всё потеряно в русской словесности...

Во-вторых, желаю всегда помнить слова поэта о том, что «дарование есть поручение» (Е. А. Баратынский). В каждом из вас есть природный поэтический дар! И к этому дару - подарку Господа Бога - вы должны относиться как подобает: благодарно, бережно, трепетно, ответственно и серьёзно. Не дать погибнуть, погаснуть этой искре Божьей под толщей лет, быта, житейских невзгод. Сделать так, чтобы огонь вашей поэзии согревал людей и, по возможности, освещал нелёгкую дорогу человеческую «из темноты в темноту» ...

      Пусть «ПарОМ» станет в вашей творческой жизни знаковым событием и переправит вас от берега поры ученичества к берегам большой Поэзии!»

Ольга Григорьева,

член Омского отделения Союза российских писателей,

лауреат международной литературной премии им. Марины Цветаевой.

 

Наш «ПарОм» так и не отчалил бы от берега, так и остался бы невоплощенной мечтой, если бы не своевременная помощь некоторых организаций.

Мы благодарим Министерство культуры Омской области за финансовую и информационную поддержку; благодарим руководство Омской областной библиотеки для детей и юношества за предоставление помещения для работы мастер-классов; благодарим  руководство Омского государственного Литературного музея им. Ф.М.Достоевского за предоставление помещения для заключительного этапа семинара; благодарим председателя Омского отделения Союза российских писателей Александра Эрахмиэловича Лейфера за помощь в организационных вопросах и моральную поддержку; а также благодарим барда Владимира Иванова и музыкальную группу «Про Ю» за  выступление перед участниками семинара. И отдельная благодарность -  руководителю Омской организации СПР Валентине Юрьевне Ерофеевой-Тверской.

  

Прошло несколько дней после семинара, и в Интернете появились первые отзывы о нем:

 

 

Огромное спасибо за семинар ! Прекрасные эмоции и море удовольствия :) Всем участникам и организаторам - удачи, вдохновения, удовлетворения от всего сделанного, осуществления всего задуманного! Спасибо! (Карина Кислицина)

 

Спасибо огромное за проведение такого нужного, полезного семинара!

получила большое УРА! Смотрю на мир чуть-чуть иначе. А ведь так иногда не хватает этого самого "чуть-чуть". СПАСИБО. (Дарья Скандакова)

  

Хочу написать ответное слово организатором семинара.

Присутствовала в роли слушателя. Семинар очень понравился. Советы, которые давались конкретным людям относительно конкретных стихов, было очень интересно слушать, им можно следовать и в повседневной жизни, а не только в "параллельной"!!! Получила массу полезной информации, кое-что фиксировала письменно. обязательно изучу некоторые темы и вопросы, которые были затронуты на семинаре, но о которых я раньше и не задумывалась. Могу сказать, что за эти выходные духовно обогатилась, они прошли с пользой!

Хочу пожелать участникам творческих успехов!!!

Организаторам - выразить огромную благодарность! Пожелать, чтобы число последователей увеличивалось от мероприятия к мероприятию!

Было бы замечательно, если бы чаще организовывались подобные встречи!

Благодарю!!! (Елена Грязнова)

  

Участвовал впервые в подобном действе. Три дня меня сопровождали самые положительные эмоции и до сих пор не отпускают.

Спасибо и участникам и ведущим! Буду рад, если ещё раз удастся принять участие.

Но хочу сразу на все секции попасть - везде успеть. РастроИться что ли?! (Виталий Иванищев)

 

ОГРОМНЕЙШЕЕ СПАСИБО ОРГАНИЗАТОРАМ СЕМИНАРААААА!!!!! получила колоссальное удовольствие! такое счастье, что у кого-то есть дело до твоих стихов. А может быть, есть просто чтения? Я бы хотела общаться со всеми этими людьми!!!!! (Елли Леденцова)

 

  

Следите за информацией на сайте Омского отделения Союза российских писателей, - лучшие произведения участников семинара «ПарОм» будут опубликованы в новом, 2012 году.  В связи с этим, намеченный на 2012 год конец света  отменяется.

  

Вероника Шелленберг

2-4 декабря 2011 г.