Рецензия на книгу Марины Москвиной «Учитесь видеть»


Позволю себе начать с вопроса. Как вы думаете, какие книги сейчас лучше всего продаются (и покупаются)? Почти без риска ошибиться можно сказать, что это руководства по достижению успеха в самых разных областях человеческой деятельности. В издательствах эти книги обычно выпускают в сериях «Как стать успешным», «Как заработать миллион», «Сделай себя сам», «Ноу-хау» и т.п. В общем, все понятно: есть люди, желающие добиться успеха, есть люди, готовые этому научить, а посредником между ними является подобное руководство. У этих книг есть ряд характерных особенностей. Либо в их названии, либо где-то на первой странице ставится вопрос «КАК»? Как получить то, что хочешь, быстро и безболезненно? Как без труда вытащить рыбку из пруда? Как стать счастливым в семейной жизни? Как разрушить чью-то семейную жизнь? 

Еще один любопытный трюк — включение в название книг каких-то цифр: «12 непреложных правил…», «101 путь…», «7 принципов (или навыков)…». Понятно и это. На то они и руководства, чтобы предлагать решения проблем, различные пошаговые стратегии, то, что американцы, родоначальники такой литературы, называют «step-by-step». Желательно, чтобы принципов было не очень много (не более 10), шагов как можно меньше (чем короче путь к цели, тем лучше), а вот путей или способов достижения цели — как можно больше (ибо современный человек любит свободу выбора и разнообразие). Невооруженным глазом виден количественный подход. Очень удобно: эффективность руководства можно подсчитать. Если успеха вы добьетесь за месяц и менее — руководство хорошее, если за два и более — руководство хуже. Вишенка на торте — надпись на обложке «Во всем мире продано более миллиона экземпляров». 

Я думаю, ирония в предыдущих абзацах чувствуется достаточно хорошо. Откуда она взялась? Чем лично я против руководств? Что в них плохого? Вроде бы, ничего. Хорошие руководства всегда были востребованы. Есть спрос, есть предложение. То, что люди учатся по руководствам, это хорошо: учиться вообще полезно. Настораживают несколько моментов. Во-первых, некая тенденция: общество с готовностью разделилось на учителей и учеников, как-то упростившись при этом. Во-вторых, непонятно, откуда вдруг взялось столько учителей? Сейчас так много людей учат так многому, что это не может не беспокоить. Опыт и здравый смысл подсказывают, что хорошие учителя и хорошие руководства - редкость. Известно, что посредственный учитель может принести ученику серьезный вред. Так что в-третьих, подчас пугает качество подобной литературы. 

Серьезная проблема - упрощенный подход к предмету обучения. Чтобы книга, содержащая какое-то ноу-хау, хорошо продавалась, перед автором стоит серьезная задача — убедить читателя-покупателя, что результат проявится мгновенно. Всего неделя, и вы заговорите по-английски. Две недели, и вы — мастер восточных единоборств. Месяц, и вы — гениальный оратор. Полгода, и вы - миллионер. Крайне заманчиво! В моде быстрота и легкость; талант, терпение и труд уже никого не устраивают. Опять же, чтобы сделать книгу массовой, надо ориентироваться на уровень «среднестатистического большинства». Как же при этом заметить такой нюанс: вполне можно за пару месяцев освоить игру на гитаре и стать посредственным гитаристом, имя которым легион. Но сколько труда, терпения и таланта нужно, чтобы стать Джанго Рейнхардтом или Карлосом Сантаной? Вы представляете себе книгу «Как стать Карлосом Сантаной за 2 месяца»? 

Такие руководства по своей сути — это сборники рецептов. В свою очередь, кулинарный рецепт — это руководство, рассказывающее о том, как можно, взяв определенные ингредиенты и проделав над ними определенные действия, получить надежный предсказуемый результат. И кстати, вы заметили, как много в книжных магазинах кулинарных книг? Тенденция здесь та же, однозначно! Опять же, что в этом плохого? На первый взгляд, ничего. А на второй… Как вы думаете, много ли в мире кулинаров-мастеров, специалистов, настоящих представителей кулинарного искусства? Наверное не очень. Многие ли из них пишут руководства? Вряд ли. Есть подозрение, что большинство кулинарных руководств написано вовсе не мастерами. Положение дел напоминает ситуацию с грузинскими винами, которых, как известно, продается значительно больше, чем производится. 

Предвижу вопрос читателя: о чем это все? Как это относится к рецензируемой книге? Могу только принести свои извинения, ибо не удалось обойтись без длинной преамбулы. На мой взгляд, важно было сказать об этом всем, чтобы было понятно, чем книга Марины Москвиной отлична от прочих, что она даст и чего не даст читателю и чем эта книга хороша. Потерпите немного, преамбула почти кончилась. Итак, огромное количество людей озабочены ответами на вопрос как что-то сделать, как чего-то добиться. Категорически не хватает людей, которые бы разбавляли общий мутноватый поток попытками ответить на вопросы для чего или зачем надо это делать или чего-то добиваться. Еще более тонкий вопрос: каким надо быть человеку, чтобы добиться такого результата? 

Понятно, что готовить какое-то блюдо могут самые разные люди с совершенно разными целями: кто-то хочет просто поесть, кто-то пытается найти дорогу к сердцу через желудок, чья-то мечта — покрасоваться перед гостями. Вот еще разные «зачем»: устроить праздник членам семьи, превзойти конкурента, заработать денег, и, наконец, кого-то отравить. Качество и вкус приготовленного блюда будет сильно зависеть от того кто, для кого, зачем, с каким настроением, в какое время его готовил. Разве возможно учесть все это в сборнике кулинарных рецептов? Конечно, нет. А нужно ли это? По-моему. да. 

Среди общей массы «рецептурных справочников» попадается немало книг по писательскому ремеслу. Большинство из них страдают теми же «болезнями левизны». Как стать писателем за неделю? Очень просто: садитесь за компьютер и пишете, что хотите, и, в общем. как хотите. Главное — не бояться. Руководство подскажет вам, как надо строить предложения, какие слова можно употреблять, а какие нельзя, какие существуют художественные приемы. Вряд ли кто-то из авторов руководств заботится о том,. кто и о чем будет писать, пользуясь их советами. Хотите стать Львом Толстым за 2 месяца? Пожалуйста! 

Так вот. Книга Марины Москвиной, как мне представляется, предназначена для людей, которые понимают очень простую вещь: чтобы научиться писать, сначала надо научиться читать. Чтобы научиться сочинять и исполнять музыку, сначала надо научиться слушать. Чтобы научиться рисовать, сначала надо научиться смотреть. Первично не желание что-нибудь написать и не ответ на вопрос «как написать», а умение увидеть в окружающей жизни моменты красоты, вечности и одновременно краткости и хрупкости бытия, любви, нежности, смеха и трагедии и много чего еще. В этом, по-моему, ни одна другая книга не может сравниться с произведением Марины Москвиной. Эта книга помогает своему читателю развивать в себе чувствительность, восприимчивость к жизни, ее красоте, тайнам, причудливости и противоречивости. Многое объясняет заголовок «Уроки творческих взлетов». 

Охарактеризовать содержание книги в целом не очень сложно. В ней есть очень многое — рассуждения о бытии, смысле жизни и творчества, о тонкостях писательского искусства (да-да, именно не ремесла, а искусства).Есть творческие задания, не в качестве упражнений «step-by-step», а как органичная часть ткани повествования. Есть фотографии; их можно рассматривать и как отдельные произведения искусства (фотографического) и как иллюстрации к тексту, и как иллюстрации к самой идее книги («Учитесь видеть» — это не только о писательском искусстве). Есть рассказы о детских писателях, людях и творцах, обладающих самым свежим и необычным взглядом на реальность, о прекрасных книгах, которые просто необходимо прочитать, если хочешь когда-нибудь стать писателем. Есть текстовые зарисовки самой Марины Москвиной и ее учеников, поражающие своей разноплановостью, непохожестью друг на друга, иногда — неожиданностью, почти всегда — свежестью и красотой. 

Польза от таких зарисовок многообразна. Во-первых, это образцы того самого писательского искусства, о котором повествует Москвина. Хотите видеть маленькие шедевры — вот они, любуйтесь и учитесь. По впечатлениям они не очень сложны (может быть, впечатление обманчиво?). Во всяком случае, они не вызывают зависти и растерянности (эх, мне так никогда не написать!). Скорее, они вызывают какое-то радостное предвкушение (наверное, если я всерьез возьмусь, то и у меня получится!). Таким образом, они стимулируют, зовут к творчеству. Во-вторых, они позволяют ответить и на пресловутый вопрос «как писать». Разумеется, ответить не на языке стратегий, а совсем по-другому: через тщательный кропотливый анализ чужого творчества. Бережная, без патологоанатомических замашек, попытка понять, как получается творчество у другого человека, дает очень многое для собственного творческого развития. 

Надеюсь, я смог убедить своих читателей в том, что книга «Учитесь видеть» совсем непохожа на сборники рецептов. Появляется еще один вопрос: многие ли читатели этой книги после прочтения захотят стать писателями? Вероятно, немногие. Обескураживает ли это? Ничуть. Как обычно, настоящих талантливых писателей никогда не бывает очень много. Конечно, эта книга не сделает вас писателем за месяц. Я подозреваю, что она вообще не сделает вас писателем. Наверное, писателем нельзя «сделать» или «сделаться», что бы там не утверждали общепитовские кулинары от литературы. Чтобы стать писателем, надо вырасти. Процесс такого роста непрост, противоречив, загадочен, иногда болезнен. Какие уж тут «7 принципов» и «15 шагов», даже «101 способ», наверное, не поможет (ирония, надеюсь, понятна). Хорошая книга может оказаться подспорьем этому росту, плохая, наверное, его не уничтожить, но помешать может. 

На обложке книги «Учитесь видеть» есть такие слова: «Творчество — это внутреннее состояние, иное качество существования, плодородная жизнь, разумная, щедрая. избыточная». Через процесс духовного роста проходят не только писатели. Творчество — не прерогатива писателей, художников или композиторов. Это качество и состояние, присущее всем людям без исключения. Все мы рождены творцами, но не все об этом помнят. Наверное, самое лучшее, что может сделать для себя человек — открыть источник творчества внутри себя. Марина Москвина как никто другой помогает это сделать. 

Что тут еще добавить? Вот вам одно из «7 непреложных правил духовного роста»: читайте хорошие книги и не читайте плохих! Хотите пример хорошей книги? Вот он: Марина Москвина «Учитесь видеть». 

Дмитрий Шипотько 
Superidea.ru

Дмитрий Шипотько
Superidea.ru
12 декабря 2006