То, что греет душу. Первое приближение
   

   
  В минувшие выходные прошла презентация первого сборника стихов молодой поэтессы Иры Четверговой. Ира - культуролог, выпускница факультета теологии и мировых культур ОмГУ, то есть специализированного литературного образования у нее нет. Но талант не появляется, как приложение к специализации или диплому. Так часто лица писателей и поэтов остаются скрытыми за страницами их книг, зачастую вместе с тем, о чем они думали, чего ждали, что вкладывали в свои творения.

  Если в книгах печатают фото автора - это просто замечательно. Хочется видеть человека, чьи мысли и чувства отражена на бумаге, которую ты держишь в руках. Что уж говорить о возможности пообщаться с автором в живую. 
  Ира преподнесла свои стихи в не совсем привычном виде. Это была, фактически театральная постановка. Ни большой сцены, ни огромного зала, ни света софитов, небольшое помещение библиотеки, действо, происходящее на фоне старенького пианино. Но такая атмосфера порой гораздо более удачна, чем шумные залы и яркое освещение, тем более, когда речь идет о стихах. 
  Я люблю, когда стихи рисуются картинами перед глазами. Но восприятия не всегда хватает, чтобы уловить мысль и создать из нее образ. Легкая визуализация - свечи, нити, цветы, символизм того или иного действа - хорошо выполнили поставленную перед ними цель… Образ ожил. 
  После презентации я не стала отвлекать Иру от общения с единомышленниками. Наша беседа состоялась несколько позднее… Вопросов было много, порой даже сложно было сформулировать мысль. 
- "Первое приближение" мой первый сборник, - рассказывает Ирина, - за него я получила поощрительную премию Достоевского в номинации "поэзия". Премия - это уже лауреатство.
- Сколько стихов вошло в сборник и сколько по времени заняло его написание?
- В сборник вошло 27 стихов. В основном, это стихи 2009 года, но я решила включить в него и часть более ранних стихов. Какие-то особо любимые вещи, которые хотелось бы удержать и сохранить. У стихов, наверное, тоже есть свой "срок годности" (для автора), если бы я их передержала - они не "сыграли" бы. А сейчас они пришлись как раз к месту. 
- Это твоя первая публикация?
- Нет, до этого я публиковалась в альманахе "Складчина" Омского отделения Союза Российских писателей в 2007 году, это была первая публикация, и в сборнике молодых авторов "Иду на честный разговор".
- Насколько я знаю, концепцию обложки ты тоже создавала сама. Неужели подготовка издания - полностью твоя работа. 
- Конечно, не обошлось без редактора. В редактуре мне помогала Вероника Шелленберг. В какой-то момент возникает ощущение: то, что пишешь, надо кому-то показать. На Веронику вышла случайно в 2005 году, встретилась с ней, поговорила. Вернулась к ней я только спустя два года. По поводу редактуры мы много спорили. Вероника - такой редактор, который нередко отправляет автора самостоятельно править написанное. Но работа шла достаточно успешно и, наконец, мы сошлись во мнении. 
- А как родилась идея обложки? 
- Мы как-то гуляли по набережной и я фотографировала все подряд. Там катались люди на велосипедах, одну из их теней я поймала очень удачно. Потом я сняла небо для фона. Такое сочетание показалось мне удачным.  
- Ты знаешь, всегда было интересно, почему человек начинает заниматься той или иной деятельностью, что им движет, как он начинает творить? 
- Человек живет, развивается, читает, думает. Рано или поздно приходит момент, когда чувствуешь, что хочется что-то сказать. Накапливается жизненный опыт, и если есть возможность озвучить его в той или иной форме, почему бы ни сделать это? Не для кого-то, а, в первую очередь - для себя. По крайней мере, со мной было так. Уже потом ты начинаешь приводить свое творчество в более совершенную форму: "шлифовать", редактировать. 
- Ты говоришь, что пишешь для себя, тогда почему ты решила вынести свои стихи на публику?
- Я отнесла стихи Веронике, понимая, что сама уже не могу определить, стоит ли чего-то мое творчество, стоит ли дальше работать? Нужна была какая-то оценка.
- Страшно перед незнакомыми людьми читать? 
- Когда один на один - страшнее. А так, готовишься, входишь в образ - уже легче. Но, безусловно, я волновалась. 
- Чтобы как-то обозначить себя в городе, каким должен быть молодой творческий человек, какие цели ставить перед собой?

- Он должен, в первую очередь иметь вектор. Когда жизненный опыт перерабатывается, формируется то мнение, те мысли, которые он будет выражать. Их нужно уметь направить. 
- Что касается, так сказать, литературно направленной молодежи города: что представляет собой эта общность? Мне не приходилось "вращаться" в этих кругах, но я общалась с некоторыми представителями. Среди них бытует мнение, что в Омске человеку с литературным даром вне Союза писателей пробиться практически невозможно. В Союзе Писателей пытаться попасть бесполезно. Вот и получаются такие поэты-изгои с позицией маргиналов и элиты одновременно. Замкнутый круг.

- Творчество это некий баланс ценностей и способов их выражения. Именно ценности объединяют людей в группы. Это касается и творческих объединений. Некоторые из них возникают стихийно и со временем распадаются, некоторые оказываются устойчивее - таковы союзы писателей. Небольшие группы нередко от них отталкиваются, потому как ценности нужно "перетряхивать" - для того, чтобы оживить, а может, и создать новые. Творческий человек, попадая в любую из подобных групп, вынужден подвергнуть проверке то, что он считает для себя ценным и, если проверка пройдена - выработать свой язык, способ выражения. Если проверка не пройдена - человек нередко перестаёт писать. Это те случаи, когда стихи писались от обиды на жизнь, от неустроенности в личном плане. У человека, примкнувшего-таки к одной из писательских организаций больше шансов научиться выражать свои мысли, чем у одиночки - потому молодёжь нередко обвиняет союзы в косности, а всё равно идет в организации, объединения и мастерские. Такой я вижу ситуацию в Омске. А вообще, здесь просто важен фактор среды - официальный ли союз или просто творческая группа - не так важно, они могут и пересекаться и существовать параллельно. Главное - просто найти единомышленников. Литература - это не просто хобби - этому надо уделять больше времени, этим жить надо. 
- Если не хобби - то что?
- Это то, что греет душу.

Четвертных Марина
Еженедельная газета «Наше омское слово», № 47 (064), 2009 года